По сложившейся традиции третий год подряд я с большой радостью пользуюсь предоставленной мне редакцией возможностью поделиться с читателями самыми важными выводами, которые продиктованы моей многолетней юридической практикой в Черногории.

Дорогой турист, покупатель, инвестор! Каждая из приведенных ниже статей зиждется на реальном кейсе, за ней стоит обобщение практики и опыт реальных людей, Ваших предшественников. Моя основная миссия в Черногории – с помощью юридической практики и диаспоры – превентивно предупредить вас о подводных камнях, помочь каждому сберечь время, нервы и деньги, сделать так, чтобы инвестиционный климат в Черногории становился год от года лучше, и все в ней происходящее было для Вас праздником и впрок, потому что #черногориявитринарая!
На странице моей юридической консультации в Facebook вы сможете ознакомиться со статьями, опубликованными в предыдущих номерах журнала «Черногория»: https://www.facebook.com/jadranconsulting/.
О партнерах
Наши соотечественники прекрасно понимают, что такое административные риски в бизнесе, включая риски как системные, так и индивидуальные, которые исходят от каждого конкретного судьи, чиновника, силовика.
Прошу каждого из вас обратить внимание на то, что главный риск для бизнеса/капитала/инвестиций в Черногории – это партнерские отношения. Я бы сказал, до 80% случаев.
Именно об этом говорит статистика.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, соблюдайте правила:
- Если бизнес Ваш, то все остальные – это контрагенты по договору, не нужно делать из исполнителей партнеров и раздавать им доли в бизнесе.
- Если Вы решили с кем-то учредить совместную компанию/ реализовать инвестпроект, следите за тем, чтобы вклады вносились синхронно и доля в бизнесе была прямо пропорциональна Вашему вкладу.
- Не удаляйтесь от управления совместной компанией или наймите профессиональных юристов/экономистов для контроля над фирмой/проектом.
Не верьте никогда на слово.
“Слова, сеньора, мало стоят”…
(Лопе де Вега, “Собака на сене”)
О юристах
Когда Вы встречаете человека, который собирается оказывать и/или продавать Вам юридические услуги, не поленитесь поинтересоваться, юрист ли он, где учился и где работал. Посмотрите диплом, трудовую, отзывы. Будьте благоразумны.
Даже если Вам говорят, что люди знают/ советуют/ привлекают местных адвокатов для решения клиентских задач. Это тот случай, когда руководитель проекта должен быть в профессии и материале больше, чем любой член его команды.
Чтобы стать директором завода, нужно прийти на него за 20 лет до этого мастером на конвейер. Так работала советская система, и я с ней согласен, кадры не штампуют, как полые и пустые оловянные заготовки, а воспитывают и растят.
Поверьте, прежде чем прийти во внешний консалтинг, юрист должен лет 10 поработать “на дядю” и пройти путь от подшивания дел помощником юриста до самостоятельной аналитической работы и руководства проектами.
Нельзя юристом родиться или стать им на “годовых курсах повышения квалификации” или втором высшем. Как и врачом.
Если говорить о России, то количество серьезных юрфаков с традициями и качественным академическим фундаментальным образованием – не более 10, на самом деле.
Сотни юрфаков, которые в свое время наплодила неокрепшая рыночно-продажная экономика 90-х, не в счет.
Важно знать, что квазиюридическими услугами – лицензиями, регистрациями, внж и так далее может заниматься любой грамотный человек, когда по сути требуется пунктуально собрать по списку документы и подать их в окно. Я с удовольствием Вам расскажу о них.
А вести сложные дела, определять тактику и стратегию процессов на стыке разных отраслей права, находить оптимальные решения и неожиданные для соперника точки атаки сможет только профессиональный и опытный юрист.
К чему это я? Часто приносят проблемы, которыми заниматься пытались лингвисты, журналисты, переводчики, соседи, таксисты и просто хорошие ребята.
По итогу у клиентов потерянное время и убытки, нередко оформлены с контрагентами новые документы, которые только ухудшили положение клиента.
Разница здесь, как между медсестрой, которая классно ставит уколы, и врачом, который классно ставит диагнозы и лечит.
И самое главное, не верьте в миф, что профессиональная помощь – дорогая. Она эффективна и оптимальна по цене. Потому что профессионалы могут себе позволить индивидуальные и потоковые услуги на большом опыте многократного повторения продавать дёшево.
О вере и доверии
Вы должны запомнить, что в Ваших интересах строго соблюдать предписания закона в ходе осуществления предпринимательской деятельности, лучше заранее расспросить юристов обо всех тонкостях, вне зависимости от:
- Статуса контрагента. Хоть сам “Ротшильд”.
- Вашей компетенции в этой сфере в других странах.
- Вашей уверенности в контрагенте больше, чем в самом себе.
Наш доверитель Елена Каттер обратилась к нам за защитой прав и законных интересов – ее обманула и обанкротила Римско-католическая церковь в Будве. Спор тянется с 2009 года.
И все это время г-жа Каттер молчала. Но терпение кончилось, когда она поняла, что если не поменять стратегию, то церковь отнимет все.
За прошедшие две недели с момента работы по данному делу, которое тянется много лет, мы уже были в судебном заседании по иску церкви, где я заверил суд, что дело будет резонансным для диаспоры, написали письмо в Ватикан с целью урегулировать спор миром, иначе сами очень быстро обратимся в суд и прокуратуру.
Публикации в местных СМИ также будут.
Верьте только себе и своим юристам, это поможет избежать убытков.
В Бога верь, да сам не плошай. Другими словами.
О клиентской статистике
На протяжении многих лет я вижу статистику инвестиционных конфликтов через кейсы клиентов, которых защищаю. Поделюсь с вами сухими цифрами, которые без имен, фамилий и моих репутационных потерь. Очевидно, что конфиденциальность как основу моей работы не могут нарушить безличные обобщения и выводы статистического характера. Они интересны сами по себе. Надеюсь, кому-то помогут проверить все с юристами до момента совершения капиталовложений.
Портрет среднестатистического инвестора, который легкомысленно отнесся к инвестиционной деятельности и не нанял юристов сразу, но вынужден обращаться к нам за адвокатской помощью для защиты и возврата капитала в суде и правоохранительных органах, выглядит так:
1. 40+ всегда
2. Без гендерных перекосов, попадают все
3. Высшее образование, всегда
4. Свой бизнес, всегда
5. Ущерб от 100к до 500к, почти всегда
До 100к стараются договариваться или не имеют ресурсов/ не хотят финансировать юридические войны.
Хотя мы ведем самые разные дела. Все умные, опытные, часто финансисты/ юристы и тд. Им кажется, что они не попадут точно, всё знают. И попадают.
В 10 раз дешевле все проверить до.
Судиться дорого
Часто инвесторы думают так: если обманут – “засужу и посажу”.
Судиться дорого и не так просто. Это состязательный процесс.
Сажать – самому тоже не получится, здесь прокуратура должна заниматься преследованием за преступления в сфере экономической деятельности. А тут практика разнится. Например, в Баре прокуратура отказывает в рассмотрении заявлений о возбуждении уголовных дел в сфере экономической деятельности, если был подписан между сторонами любой договор. Отправляют в гражданский процесс, хотя уголовное право Черногории признает преступления в сфере экономической деятельности, но практика такова. В удовлетворении жалоб генпрокуратура в Подгорице отказывает, поддерживая позицию Бара. В то же время прокуратура в Которе ведёт такие дела. Такие дела…
Это ещё раз доказывает, что проще изначально сопровождать инвестиции консалтингом.
Пишет: Александр Хргиан Председатель Русскоязычной диаспоры Черногории, к.ю.н. www.rudiaspora.me ak@rudiaspora.me +38267894811